...Жил-был
волшебник. Больше всего на свете он хотел, чтобы дети в его стране счастливы.
Однажды он устроил для детей мармеладные макароны и лимонадные фонтаны...
Но мальчишки и девчонки, быстро насытившись, уже через минуту громили всё вокруг и остановились только, когда от чуда не осталось и следа.
- Эй, волшебник, верни нам сказку,- сказали дети.
- Не могу, дети. У вас было счастье, но вы его не берегли, потому что оно было чужим. А вот, если своим трудом измените всё вокруг, тогда у вас будет особое счастье – своё, которое не может исчезнуть.
Они большие и сухие,
Школа
не просто работа – образ жизни. Однажды двери школы распахнулись и поглотили
все 30 лет моей жизни. С тех пор каждый день задаю себе вопросы и ищу ответы:
Одно я знаю точно: нужно научиться любить самой, потому что обязанность без любви делает человека брюзгливым, ответственность без любви – нахальным, справедливость без любви – жестоким, правдивость без любви – критичным, воспитание без любви – требовательным, приветливость без любви – лицемерным, вера без любви - фанатичным.
Я хорошо помню свои первые годы работы в деревне, по комсомольской путевке, на Кировоградщине, Родине Сухомлинского. Это было давно и с тех пор многое изменилось. Но я по сей день считаю: учительница, какая я есть, состоялась именно там, в деревенской школе, где не бывает границ между школой и жизнью, где любой твой самый что ни на есть педагогический поступок становится сразу, тут же поступком гражданским.
Прежде чем добыть право учить детей, мне пришлось у них пройти курс наук, от которых, к сожалению, избавлены городские жители, пришлось оценить их ум, доброту, трудолюбие.
Там я поняла, что отвечаю за свою работу и за тех, кого веду за собой, что если детям верить как себе, то они пойдут за тобой, если дать им почувствовать нас равными, они откроют душу, а чтобы их упрекать или наказывать, нужно иметь на это моральное право.
Тогда мне казалось, что учитель – просто человек, который добросовестно делает то, что может сделать. Сегодня я уже знаю, что нет, учитель – не просто человек, каждый день он совершает невозможное, превосходящее его собственные силы. Сегодня школа – сфера подвига и подвижничества, в каждой свой устав свои права и обязанности.
Но я бы сегодня своим ученикам предложила принять "Билль о правах":
Сотрудничайте с нами. Протяните нам руку помощи и дайте понять, что мы можем расти вместе и что мы можем на вас рассчитывать.
Мы постараемся свести до минимума наши требования и пореже употреблять "ты должен". Но и вы постарайтесь развить в себе ответственность и, не дождавшись требований, совершить акт доброй воли: " Давай, я сделаю".
Постарайтесь любить нас и тогда, когда мы ошибаемся. Учителя не боги и не ангелы, хотя стараются ими казаться.
Мы растем и развиваемся вместе с вами. Так давайте грести вместе в одном направлении, иначе наша школьная лодка запросто может перевернуться.
Мы любим Вас!
Если принимать, что "гений" – это 90% работы и 10% собственно таланта, то мы работаем правильно, приучая ребят интенсивно шевелить мозгами с детства. Есть в процессе обучения особая магия. Она – в напряжении воли ощутить прелесть полученного результата и ни в коем случае при этом не забывать, что учение – не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее "дуэли", поиск контакта – тесного и органичного.
Сопряжения трех величин: учитель – предмет – ученик таят в себе опасность: от того, как складываются отношения в этой системе, в значительной степени зависит судьба встреч ученика с предметом.
Может, это и заблуждение, но я физически это ощущаю, как меняется градус отношений к предмету в зависимости от температуры наших отношений. Скольких детей мы отмучили по этой простой схеме: не поверив нам, они не поверили в себя. Здравый ум школьника всячески противится отвлеченному знанию, которое ни сегодня, ни здесь, ни там никак себя не проявит.
После стольких лет работы, иногда, в моей учительской душе происходит автоматизм, который тут же возвращается ко мне безразличием ученика, равнодушием ко всему тому, что я тщетно стараюсь сделать ему близким. Поэтому мы стараемся добывать знания в упоении. Отсюда мои уроки – путешествия, сказки, уроки творчества, турниры и соревнования, уроки открытых мыслей, КВН, волшебные конверты. Я знаю: творчество можно воспитать и взрастить в каждом человеке, причем оно должно стать для него самым ценным богатством.
За годы работы определился педагогический принцип: каждый день прибавлять к своей ноше. Учить и развивать на трудном. Стоит только сказать: "В каждом из Вас живет Менделеев, Ломоносов, Эдисон, Пушкин..." и что-то открывается внутри, на волю выходят гениальность, красота, сила. Да, в классе сначала робкое недоверие, потом сомнение, но зато потом – а вдруг! Запомнив это состояние творческого полета, мой ученик будет стремиться работать на этой высоте.
У Пушкина нашла формулу " счастье – есть лучший университет". Можно ли на уроке сделать счастливыми всех? Во всяком случае, приблизить ученика к этому состоянию вполне реально. Мне в таких случаях помогают мои диагностические и коррекционные программы.
Сколько испытаний было на моем пути! Обычно учитель скуп на рассказы о драматической стороне своей профессии, о внутренней борьбе, которая предшествует потом безошибочным действиям.
Но куда деться от тех минут, когда на уроке возникает непонимание материала, когда я не принимаю образ мыслей ученика, его внутренний опыт и остаюсь одна. Единственное спасение – не отступать, даже если на это есть причины, искать средства, методы – пути к ученику, которые выведут его на магистрали жизни.
В этом видится мне высочайший гуманизм моей профессии, это то, что остается в душе зарубками памяти, приобретениями ума, черточками характера. Учитель обязан всю жизнь учиться - это истина. Но прежде всего учиться умению смотреть на себя глазами ребят и именно в тот момент, когда они, действительно, на себя смотрят, учиться быть и требовательным и душевным.
"Средина нужна"- говорят мне. Верно! Но чтобы стать и тем и другим, это уже не середина, а вершина. В школе вершины легко не берутся. Я всё время жду: вот-вот будет свободная минутка. Оглянусь, пойму "секреты". Но всё в работе и в работе. Всю жизнь готовишься и не готова. Рассчитываешь на следующие 45 минут и не замечаешь, как уходят годы.
Если случайно слезинки
...Как время беспощадно. Скоротечно
Однажды он устроил для детей мармеладные макароны и лимонадные фонтаны...
Но мальчишки и девчонки, быстро насытившись, уже через минуту громили всё вокруг и остановились только, когда от чуда не осталось и следа.
- Эй, волшебник, верни нам сказку,- сказали дети.
- Не могу, дети. У вас было счастье, но вы его не берегли, потому что оно было чужим. А вот, если своим трудом измените всё вокруг, тогда у вас будет особое счастье – своё, которое не может исчезнуть.
Эту
сказку я рассказываю своим ученикам и каждый раз надеюсь, что мы приложим все
силы, чтобы свой корабль направить правильным курсом к месту назначения и то,
что мы будем делать, и будет нашим счастьем.
Мои
ученики...Мир девчонок и мальчишек, девушек и юношей, мир Д’Артаньянов и
Джульетт, такой разный, в них есть всё: самоуверенность и растерянность,
доверчивость и скепсис, устремленность вперёд и негативизм. Они не принимают "сюсюканья",
для них самый верный тон - доверительный и требовательный, они стремятся
доказать свою исключительность и дерзят мне...
В них столько понапихано,
В них столько понапихано,
о
них такое понаписано,
в
них столько всякого наносного,
в
них столько всякого ненужного,
в
них столько всякого наружного,
в
них столько всякого нарочного,
в
них столько всякого хорошего...
А
люди ходят и не верят им.
Они большие и сухие,
Они
гуляют, как по берегу,
Вокруг
бушующей стихии.
В
них всё неведомо и утренне,
И
всё уносит и приносит ...
Весной
бывают реки мутными,
Чтоб
стать прозрачными под осень...
-
Как научить тому, что люблю и умею сама?
-
Как стать мастером, чтобы все видели твою улыбку и не замечали пота?
-
Как помочь утвердиться тем, кто рядом, раскрыть свои возможности, таланты, как
помочь каждому ученику состояться как человеку, а себе – как учителю? Ответы на
эти вопросы – проверка моей мудрости и человеческой зрелости.
Одно я знаю точно: нужно научиться любить самой, потому что обязанность без любви делает человека брюзгливым, ответственность без любви – нахальным, справедливость без любви – жестоким, правдивость без любви – критичным, воспитание без любви – требовательным, приветливость без любви – лицемерным, вера без любви - фанатичным.
Я хорошо помню свои первые годы работы в деревне, по комсомольской путевке, на Кировоградщине, Родине Сухомлинского. Это было давно и с тех пор многое изменилось. Но я по сей день считаю: учительница, какая я есть, состоялась именно там, в деревенской школе, где не бывает границ между школой и жизнью, где любой твой самый что ни на есть педагогический поступок становится сразу, тут же поступком гражданским.
Прежде чем добыть право учить детей, мне пришлось у них пройти курс наук, от которых, к сожалению, избавлены городские жители, пришлось оценить их ум, доброту, трудолюбие.
Там я поняла, что отвечаю за свою работу и за тех, кого веду за собой, что если детям верить как себе, то они пойдут за тобой, если дать им почувствовать нас равными, они откроют душу, а чтобы их упрекать или наказывать, нужно иметь на это моральное право.
Тогда мне казалось, что учитель – просто человек, который добросовестно делает то, что может сделать. Сегодня я уже знаю, что нет, учитель – не просто человек, каждый день он совершает невозможное, превосходящее его собственные силы. Сегодня школа – сфера подвига и подвижничества, в каждой свой устав свои права и обязанности.
Но я бы сегодня своим ученикам предложила принять "Билль о правах":
Сотрудничайте с нами. Протяните нам руку помощи и дайте понять, что мы можем расти вместе и что мы можем на вас рассчитывать.
Помните,
что серьёзная учёба означает серьёзное дело.
Мы постараемся свести до минимума наши требования и пореже употреблять "ты должен". Но и вы постарайтесь развить в себе ответственность и, не дождавшись требований, совершить акт доброй воли: " Давай, я сделаю".
Очень
хотелось, чтобы вы не обижали нас своим невниманием. "Спасибо!" - это такой
стимул!
Старайтесь
принимать наши правила, даже, если не совсем понимаете их.
Мы, действительно, иногда знаем, что лучше.
Мы, действительно, иногда знаем, что лучше.
Помните,
что нам приятен ваш интерес к нашей деятельности. Учителя не всегда
консервативны, и вы сможете полюбить немало из того, что мы делаем.
Постарайтесь любить нас и тогда, когда мы ошибаемся. Учителя не боги и не ангелы, хотя стараются ими казаться.
Мы растем и развиваемся вместе с вами. Так давайте грести вместе в одном направлении, иначе наша школьная лодка запросто может перевернуться.
Мы любим Вас!
Если принимать, что "гений" – это 90% работы и 10% собственно таланта, то мы работаем правильно, приучая ребят интенсивно шевелить мозгами с детства. Есть в процессе обучения особая магия. Она – в напряжении воли ощутить прелесть полученного результата и ни в коем случае при этом не забывать, что учение – не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее "дуэли", поиск контакта – тесного и органичного.
Сопряжения трех величин: учитель – предмет – ученик таят в себе опасность: от того, как складываются отношения в этой системе, в значительной степени зависит судьба встреч ученика с предметом.
Может, это и заблуждение, но я физически это ощущаю, как меняется градус отношений к предмету в зависимости от температуры наших отношений. Скольких детей мы отмучили по этой простой схеме: не поверив нам, они не поверили в себя. Здравый ум школьника всячески противится отвлеченному знанию, которое ни сегодня, ни здесь, ни там никак себя не проявит.
А мне надо только суметь (только не любыми
средствами) сделать своё учительское "надо”" его ученическим "хочу", каждый свой
урок сделать его уроком, повлиять на ученика усилиями его самого. Теперь могу с
уверенностью сказать: "интересно учителю – интересно всем".
Сколько тайн для себя открыли умудренные опытом одиннадцатиклассники (четвёртый год они занимаются исследовательской работой) и совсем наивные пятиклашки, (они впервые из красной капусты получали настоящий химический индикатор), пытаясь изучить природу цвета.
Кто-то искал связи цвета с искусством (Куинджи, Рерих, Пушкин, Л.Толстой, А.Грин, Есенин, Скрябин, Менделеев).
Кого-то заинтересовали явления, происходящие на квантово - механическом уровне и лежащие в основе цвета.
Кто-то краски радуги связал с настроением, работоспособностью и научил нас с помощью круга цветов Гете снимать напряжение.
Так цветность помогла гармонично проявиться каждому из ребят. Было интересно всем. Но за себя интересного надо бороться, бороться всю жизнь, и с другими и с собой, а часто эта борьба просто изматывает.
Иногда думаю: может, учителю нужна своя клятва Гиппократа, которая не позволит ему опускать руки в ситуации видимой безрезультативности усилий, но потом приходят слова "Духовной жаждою томим..." и я понимаю, что эта "жажда" – секрет завидного терпения и выдержки.
Сколько тайн для себя открыли умудренные опытом одиннадцатиклассники (четвёртый год они занимаются исследовательской работой) и совсем наивные пятиклашки, (они впервые из красной капусты получали настоящий химический индикатор), пытаясь изучить природу цвета.
Кто-то искал связи цвета с искусством (Куинджи, Рерих, Пушкин, Л.Толстой, А.Грин, Есенин, Скрябин, Менделеев).
Кого-то заинтересовали явления, происходящие на квантово - механическом уровне и лежащие в основе цвета.
Кто-то краски радуги связал с настроением, работоспособностью и научил нас с помощью круга цветов Гете снимать напряжение.
Так цветность помогла гармонично проявиться каждому из ребят. Было интересно всем. Но за себя интересного надо бороться, бороться всю жизнь, и с другими и с собой, а часто эта борьба просто изматывает.
Иногда думаю: может, учителю нужна своя клятва Гиппократа, которая не позволит ему опускать руки в ситуации видимой безрезультативности усилий, но потом приходят слова "Духовной жаждою томим..." и я понимаю, что эта "жажда" – секрет завидного терпения и выдержки.
Труду, не работая, не
научиться. Только у стола, у доски в классе можно узнать, сколько стоят 45
минут урока. И устроить этот урок я должна так, чтобы ученик, включившись со
мной в работу, на время забыл, что это урок и он на уроке, а значит, темы и
ритм урока должны быть оптимальными, мои и его действия завершенными, а слово –
обжигающим и лаконичным.
Мне, учителю, надо знать, как отзовется в душе ученика то, что я скажу. Я стремлюсь к краткости, но при недостатке времени и умения рискую быть непонятой. Мне нужно научиться своё слово, поступок, действие видеть преломленными в детской душе. Великий В.А. Сухомлинский достигал этого ежедневными тренировками...
Порой мне кажется, что не Есенин, а я написала строчки "Ведь я мог дать не то, что дал..." Чем дольше и лучше работаешь с ребятами, тем острее чувство неудовлетворенности от несделанного, незавершенного и даже неначатого. Это огорчает и это радует. Радует, потому что не остановилась, не успокоилась, а огорчает, потому что тем, кто учился раньше, не дала того, что могу подарить сегодняшним ученикам.
Мне, учителю, надо знать, как отзовется в душе ученика то, что я скажу. Я стремлюсь к краткости, но при недостатке времени и умения рискую быть непонятой. Мне нужно научиться своё слово, поступок, действие видеть преломленными в детской душе. Великий В.А. Сухомлинский достигал этого ежедневными тренировками...
Порой мне кажется, что не Есенин, а я написала строчки "Ведь я мог дать не то, что дал..." Чем дольше и лучше работаешь с ребятами, тем острее чувство неудовлетворенности от несделанного, незавершенного и даже неначатого. Это огорчает и это радует. Радует, потому что не остановилась, не успокоилась, а огорчает, потому что тем, кто учился раньше, не дала того, что могу подарить сегодняшним ученикам.
После стольких лет работы, иногда, в моей учительской душе происходит автоматизм, который тут же возвращается ко мне безразличием ученика, равнодушием ко всему тому, что я тщетно стараюсь сделать ему близким. Поэтому мы стараемся добывать знания в упоении. Отсюда мои уроки – путешествия, сказки, уроки творчества, турниры и соревнования, уроки открытых мыслей, КВН, волшебные конверты. Я знаю: творчество можно воспитать и взрастить в каждом человеке, причем оно должно стать для него самым ценным богатством.
За годы работы определился педагогический принцип: каждый день прибавлять к своей ноше. Учить и развивать на трудном. Стоит только сказать: "В каждом из Вас живет Менделеев, Ломоносов, Эдисон, Пушкин..." и что-то открывается внутри, на волю выходят гениальность, красота, сила. Да, в классе сначала робкое недоверие, потом сомнение, но зато потом – а вдруг! Запомнив это состояние творческого полета, мой ученик будет стремиться работать на этой высоте.
У Пушкина нашла формулу " счастье – есть лучший университет". Можно ли на уроке сделать счастливыми всех? Во всяком случае, приблизить ученика к этому состоянию вполне реально. Мне в таких случаях помогают мои диагностические и коррекционные программы.
Древние говорили: "Человек, помоги себе сам!" Работать учителю без этой мудрости
невозможно. И здорово – это рождает поиск. Но кто знает, в таких лабиринтах
бродит учительская мысль, прежде чем она воплотится в слово, в действие?
Сколько испытаний было на моем пути! Обычно учитель скуп на рассказы о драматической стороне своей профессии, о внутренней борьбе, которая предшествует потом безошибочным действиям.
Но куда деться от тех минут, когда на уроке возникает непонимание материала, когда я не принимаю образ мыслей ученика, его внутренний опыт и остаюсь одна. Единственное спасение – не отступать, даже если на это есть причины, искать средства, методы – пути к ученику, которые выведут его на магистрали жизни.
В этом видится мне высочайший гуманизм моей профессии, это то, что остается в душе зарубками памяти, приобретениями ума, черточками характера. Учитель обязан всю жизнь учиться - это истина. Но прежде всего учиться умению смотреть на себя глазами ребят и именно в тот момент, когда они, действительно, на себя смотрят, учиться быть и требовательным и душевным.
"Средина нужна"- говорят мне. Верно! Но чтобы стать и тем и другим, это уже не середина, а вершина. В школе вершины легко не берутся. Я всё время жду: вот-вот будет свободная минутка. Оглянусь, пойму "секреты". Но всё в работе и в работе. Всю жизнь готовишься и не готова. Рассчитываешь на следующие 45 минут и не замечаешь, как уходят годы.
Если случайно слезинки
Увидят
у нас, это значит:
Был
дождь, и это дождинки...
Учитель
так просто не плачет.
Учительский
день длиннее всякого другого. А сделать надо больше, чем другим: выполнить
социальный заказ общества. И чтоб родные, близкие за неудачника не сочли.
Просто так школа не держит: она и привязывает или выбрасывает. Меня -
привязала.
Каждый раз, расставаясь со своими питомцами, я прошу: только бы вам хватило сил, терпения доплыть до своего маяка, хватило мужества испытать свою судьбу и побороться с ней. А меня простите. Простите, что не хватало на всё времени, его действительно, не хватало. Очень трудно дойти до каждого. А надо. И спасибо вам за то, что не осталось в вашей душе этих злосчастных "чернильных" пятен от исправленных ошибок.
Поразительно всё-таки наше учительское счастье "со слезами на глазах" – чувствовать ход времени. И не только , когда за партой сидят дети твоих учеников. Ход времени – это история становления личности моих учеников, да и моей собственной, история с ускорениями, сбоями, остановками и снова ускорениями, и я непосредственно в ней участвую.
Удивительное состояние – на последнем уроке, когда время движется отнюдь не по законам физики, видеть, как ребята вдруг прозревают: как много сделано для них этим уставшим, но таким же, как они, счастливейшим в эту минуту человеком и помнят об этом долго.
Каждый раз, расставаясь со своими питомцами, я прошу: только бы вам хватило сил, терпения доплыть до своего маяка, хватило мужества испытать свою судьбу и побороться с ней. А меня простите. Простите, что не хватало на всё времени, его действительно, не хватало. Очень трудно дойти до каждого. А надо. И спасибо вам за то, что не осталось в вашей душе этих злосчастных "чернильных" пятен от исправленных ошибок.
Поразительно всё-таки наше учительское счастье "со слезами на глазах" – чувствовать ход времени. И не только , когда за партой сидят дети твоих учеников. Ход времени – это история становления личности моих учеников, да и моей собственной, история с ускорениями, сбоями, остановками и снова ускорениями, и я непосредственно в ней участвую.
Удивительное состояние – на последнем уроке, когда время движется отнюдь не по законам физики, видеть, как ребята вдруг прозревают: как много сделано для них этим уставшим, но таким же, как они, счастливейшим в эту минуту человеком и помнят об этом долго.
...Как время беспощадно. Скоротечно
и,
кажется, страна идет ко дну...
Но
лишь учитель зажигает свечи,
Когда
клянут другие темноту.
И
пусть не утихают речи,
пусть
светятся глаза учеников.
Тогда
мы только зажигаем свечи,
Когда
не прекращается любовь,
и
лишь учитель честен, добр, сердечен,
и
лишь учитель искренен и смел,
Он
потому и зажигает свечи
чтобы
не дать пробиться темноте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий