вторник, 25 декабря 2012 г.

Школа - не просто работа, школа- образ жизни

...Жил-был волшебник. Больше всего на свете он хотел, чтобы дети в его стране счастливы.

Однажды он устроил для детей мармеладные макароны и лимонадные фонтаны... 

Но мальчишки и девчонки, быстро насытившись, уже через минуту громили всё вокруг и остановились только, когда от чуда не осталось и следа.

- Эй, волшебник, верни нам сказку,- сказали дети.

- Не могу, дети. У вас было счастье, но вы его не берегли, потому что оно было чужим. А вот, если своим трудом измените всё вокруг, тогда у вас будет особое счастье – своё, которое не может исчезнуть.
Эту сказку я рассказываю своим ученикам и каждый раз надеюсь, что мы приложим все силы, чтобы свой корабль направить правильным курсом к месту назначения и то, что мы будем делать, и будет нашим счастьем.

Мои ученики...Мир девчонок и мальчишек, девушек и юношей, мир Д’Артаньянов и Джульетт, такой разный, в них есть всё: самоуверенность и растерянность, доверчивость и скепсис, устремленность вперёд и негативизм. Они не принимают "сюсюканья", для них самый верный тон - доверительный и требовательный, они стремятся доказать свою исключительность и дерзят мне...

В них столько понапихано,
о них такое понаписано,
в них столько всякого наносного,
в них столько всякого ненужного,
в них столько всякого наружного,
в них столько всякого нарочного,
в них столько всякого хорошего...
А люди ходят и не верят им.

Они большие и сухие,
Они гуляют, как по берегу,
Вокруг бушующей стихии.
В них всё неведомо и утренне,
И всё уносит и приносит ...
Весной бывают реки мутными,
Чтоб стать прозрачными под осень...

Школа не просто работа – образ жизни. Однажды двери школы распахнулись и поглотили все 30 лет моей жизни. С тех пор каждый день задаю себе вопросы и ищу ответы:
- Как научить тому, что люблю и умею сама?
- Как стать мастером, чтобы все видели твою улыбку и не замечали пота?
- Как помочь утвердиться тем, кто рядом, раскрыть свои возможности, таланты, как помочь каждому ученику состояться как человеку, а себе – как учителю? Ответы на эти вопросы – проверка моей мудрости и человеческой зрелости.

Одно я знаю точно: нужно научиться любить самой, потому что обязанность без любви делает человека брюзгливым, ответственность без любви – нахальным, справедливость без любви – жестоким, правдивость без любви – критичным, воспитание без любви – требовательным, приветливость без любви – лицемерным, вера без любви - фанатичным.

Я хорошо помню свои первые годы работы в деревне, по комсомольской путевке, на Кировоградщине, Родине Сухомлинского.  Это было давно и с тех пор многое изменилось. Но я по сей день считаю: учительница, какая я есть, состоялась именно там, в деревенской школе, где не бывает границ между школой и жизнью, где любой твой самый что ни на есть педагогический поступок становится сразу, тут же поступком гражданским. 

Прежде чем добыть право учить детей, мне пришлось у них пройти курс наук, от которых, к сожалению, избавлены городские жители, пришлось оценить их ум, доброту, трудолюбие. 

Там я поняла, что отвечаю за свою работу и за тех, кого веду за собой, что если детям верить как себе, то они пойдут за тобой, если дать им почувствовать нас равными, они откроют душу, а чтобы их упрекать или наказывать, нужно иметь на это моральное право. 

Тогда мне казалось, что учитель – просто человек, который  добросовестно делает то, что может сделать. Сегодня я уже знаю, что нет, учитель – не просто человек, каждый день он совершает невозможное, превосходящее его собственные силы. Сегодня школа – сфера подвига и подвижничества, в каждой свой устав  свои права и обязанности. 

Но я бы сегодня своим ученикам предложила принять "Билль о правах":  
Сотрудничайте с нами. Протяните нам руку помощи и дайте понять, что мы можем расти вместе и что мы можем на вас рассчитывать.
Помните, что серьёзная учёба означает серьёзное дело.

Мы постараемся свести до минимума наши требования и пореже употреблять "ты должен". Но и вы постарайтесь развить в себе ответственность и, не дождавшись требований, совершить акт доброй воли: " Давай, я сделаю".

Очень хотелось, чтобы вы не обижали нас своим невниманием. "Спасибо!" - это такой стимул!
Старайтесь принимать наши правила, даже, если не совсем понимаете их. 

Мы, действительно, иногда знаем, что лучше.
Помните, что нам приятен ваш интерес к нашей деятельности. Учителя не всегда консервативны, и вы сможете полюбить немало из того, что мы делаем.

Постарайтесь любить нас и тогда, когда мы ошибаемся. Учителя не боги и не ангелы, хотя стараются ими казаться.

Мы растем и развиваемся вместе с вами. Так давайте грести вместе в одном направлении, иначе наша школьная лодка запросто может перевернуться.

Мы любим Вас!

Если принимать, что "гений" – это 90% работы и 10% собственно таланта, то мы работаем правильно, приучая ребят интенсивно шевелить мозгами с детства. Есть в процессе обучения особая магия. Она – в напряжении воли ощутить прелесть полученного результата и ни в коем случае при этом не забывать, что учение – не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее "дуэли", поиск контакта – тесного и органичного.

 Сопряжения трех величин: учитель – предмет – ученик таят в себе опасность: от того, как складываются отношения в этой системе, в значительной степени зависит судьба встреч ученика с предметом. 

Может, это и заблуждение, но я физически это ощущаю, как  меняется градус отношений к предмету в зависимости от температуры наших отношений. Скольких детей  мы отмучили по этой простой схеме: не поверив нам, они не поверили в себя. Здравый ум школьника всячески противится отвлеченному знанию, которое ни сегодня, ни здесь, ни там никак себя не проявит. 

А мне надо только суметь (только не любыми средствами) сделать своё учительское "надо”" его ученическим "хочу", каждый свой урок сделать его уроком, повлиять на ученика усилиями его самого. Теперь могу с уверенностью сказать: "интересно учителю – интересно всем". 

Сколько тайн для себя открыли умудренные опытом одиннадцатиклассники (четвёртый год они занимаются исследовательской работой) и совсем наивные пятиклашки, (они впервые из красной капусты получали настоящий химический индикатор), пытаясь изучить природу цвета.

 Кто-то  искал  связи цвета с искусством (Куинджи, Рерих, Пушкин, Л.Толстой, А.Грин, Есенин, Скрябин, Менделеев). 

Кого-то заинтересовали явления, происходящие на квантово - механическом уровне и лежащие в основе цвета.

Кто-то краски радуги связал с настроением, работоспособностью и научил нас с помощью круга цветов Гете снимать напряжение.

Так цветность помогла гармонично проявиться каждому из ребят. Было интересно всем. Но за себя интересного надо бороться, бороться всю жизнь, и с другими и с собой, а часто эта борьба просто изматывает. 

Иногда думаю: может, учителю нужна своя клятва Гиппократа, которая не позволит ему опускать руки в ситуации видимой безрезультативности усилий, но потом приходят слова "Духовной  жаждою томим..." и я понимаю, что эта "жажда" – секрет завидного терпения и выдержки. 

Труду, не работая, не научиться. Только у стола, у доски в классе можно узнать, сколько стоят 45 минут урока. И устроить этот урок я должна так, чтобы ученик, включившись со мной в работу, на время забыл, что это урок и он на уроке, а значит, темы и ритм урока должны быть оптимальными, мои и его действия завершенными, а слово – обжигающим и лаконичным.

 Мне, учителю, надо знать, как отзовется в душе ученика то, что я скажу. Я стремлюсь к краткости, но при недостатке времени и умения рискую быть непонятой. Мне нужно научиться своё слово, поступок, действие видеть преломленными в детской душе. Великий В.А. Сухомлинский достигал этого ежедневными тренировками... 

Порой мне кажется, что не Есенин, а я написала строчки "Ведь я мог дать не то, что дал..." Чем дольше и лучше работаешь с ребятами, тем острее чувство неудовлетворенности от несделанного, незавершенного и даже неначатого. Это огорчает и это радует. Радует, потому что не остановилась, не успокоилась, а огорчает, потому что тем, кто учился раньше, не дала того, что могу подарить сегодняшним ученикам.

После стольких лет работы, иногда, в моей учительской душе происходит автоматизм, который тут же возвращается ко мне безразличием ученика, равнодушием ко всему тому, что я тщетно стараюсь сделать ему близким. Поэтому мы стараемся добывать знания в упоении. Отсюда мои уроки – путешествия, сказки, уроки творчества, турниры и соревнования, уроки открытых мыслей, КВН, волшебные конверты. Я знаю: творчество можно воспитать и взрастить в каждом человеке, причем оно должно стать для него самым ценным богатством.

За годы работы определился педагогический принцип: каждый день прибавлять к своей ноше. Учить и развивать на трудном. Стоит только сказать: "В каждом из Вас живет Менделеев, Ломоносов, Эдисон, Пушкин..." и что-то открывается внутри, на волю выходят гениальность, красота, сила. Да, в классе сначала робкое недоверие, потом сомнение, но зато потом – а вдруг! Запомнив это состояние творческого полета, мой ученик будет стремиться работать на этой высоте. 

У Пушкина нашла формулу " счастье – есть лучший университет". Можно ли на уроке сделать счастливыми всех? Во всяком случае, приблизить ученика к этому состоянию вполне реально. Мне в таких случаях помогают мои диагностические и коррекционные программы. 

Древние говорили: "Человек, помоги себе сам!"  Работать учителю без этой мудрости невозможно. И здорово – это рождает поиск. Но кто знает, в таких лабиринтах бродит учительская мысль, прежде чем она воплотится в слово, в действие?

Сколько испытаний было на моем пути! Обычно учитель скуп на рассказы о драматической стороне своей профессии, о внутренней борьбе, которая предшествует потом безошибочным действиям. 

Но куда деться от тех минут, когда на уроке возникает непонимание материала, когда я не принимаю образ мыслей ученика, его внутренний опыт и остаюсь одна. Единственное спасение – не отступать, даже если на это есть причины, искать средства, методы – пути к ученику, которые выведут его на магистрали жизни.

 В этом видится мне высочайший гуманизм моей профессии, это то, что остается в душе зарубками памяти, приобретениями ума, черточками характера. Учитель обязан всю жизнь учиться - это истина. Но прежде всего учиться умению смотреть на себя глазами ребят и именно в тот момент, когда они, действительно, на себя смотрят, учиться быть и требовательным и душевным.

"Средина нужна"- говорят мне. Верно! Но чтобы стать и тем и другим, это уже не середина, а вершина. В школе вершины легко не берутся. Я всё время жду: вот-вот будет свободная минутка. Оглянусь, пойму "секреты". Но всё в работе и в работе. Всю жизнь готовишься и не готова. Рассчитываешь на следующие 45 минут и не замечаешь, как уходят годы. 

Если случайно слезинки
Увидят у нас, это значит:
Был дождь, и это дождинки...
Учитель так просто не плачет.

Учительский день длиннее всякого другого. А сделать надо больше, чем другим: выполнить социальный заказ общества. И чтоб родные, близкие за неудачника не сочли. Просто так школа не держит: она и привязывает или выбрасывает. Меня - привязала. 

Каждый раз, расставаясь со своими питомцами, я прошу: только бы вам хватило сил, терпения доплыть до своего маяка, хватило мужества испытать свою судьбу и побороться с ней. А меня простите. Простите, что не хватало на всё времени, его действительно, не хватало. Очень трудно дойти до каждого. А надо. И спасибо вам за то, что не осталось в вашей душе этих злосчастных "чернильных" пятен от исправленных ошибок. 

Поразительно всё-таки наше учительское счастье "со слезами на глазах" – чувствовать ход времени. И не только , когда за партой сидят дети твоих учеников. Ход времени – это история становления личности моих учеников, да и моей собственной, история с ускорениями, сбоями, остановками и снова ускорениями, и я непосредственно в ней участвую.

 Удивительное состояние – на последнем уроке, когда время движется отнюдь не по законам физики, видеть, как ребята вдруг прозревают: как много сделано  для них этим уставшим, но таким же, как они, счастливейшим в эту минуту человеком и помнят об этом долго.

...Как время беспощадно. Скоротечно
и, кажется, страна идет ко дну...
Но лишь учитель зажигает свечи,
Когда клянут другие темноту.
И пусть не утихают речи,
пусть светятся глаза учеников.
Тогда мы только зажигаем свечи,
Когда не прекращается любовь,
и лишь учитель честен, добр, сердечен,
и лишь учитель искренен и смел,
Он потому и зажигает свечи
чтобы не дать пробиться темноте.


Комментариев нет:

Отправить комментарий